Максим Владимирович Щеколдин – предприниматель и представитель концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI) в России, а также импакт-ориентированного бизнеса.

Автор проекта «Каркас Смыслов» и курсов, направленных на построение фундаментальных основ «Сверхчеловека» и помогающих постичь принципы построения личности.

Наставник руководителей из госсектора и аэрокосмической отрасли.

 

Максим Владимирович, Вы — создатель проекта «Каркас Смыслов». В чём суть его названия?

Я учился в техническом вузе, в простонародье его сокращенно называют «Московский институт фокусников и иллюзионистов». Люди удивляются, когда слышат такое впервые. На самом деле, это МИФИ — Московский инженерно-физический институт. Его культура сильно повлияла, так как я учился в лицеях при МИФИ, закончил аспирантуру. В первую очередь, это научно-исследовательский ядерный центр. И славился он тем, что для студентов создавали очень хорошие методички. Методичка — это выжимка, квинтэссенция главного. По этой методичке ты мог сдать экзамен по любому предмету хоть завтра. Суть ты бы точно уловил. Ты мог его не знать на «пять», даже на «четыре», но твердый «трояк» у тебя бы был. А «трояк» в МИФИ — это очень твёрдый трояк.

Наверное, именно это и позволило мне впоследствии создать некую квинтэссенцию технологий жизни, мой наработанный взгляд. Причем наработанный вместе с учителями (в конфуцианском смысле), которые в свое время меня учили на разных этапах жизни. И я им очень благодарен. Как и самой жизни, потому что жизнь — это великий учитель. Тот путь, которым ты идешь,  — тоже великий учитель. Идея создания такой «методички» (курсов) заключалась в том, чтобы собрать в ней основные ключевые и принципиальные моменты. Проект получил название «Каркас смыслов». Существует некая каркасная основа, а дальше уже нюансы и детали, которые я предлагаю достроить вместе с учениками. Потому что всё знать невозможно. И мастерство, как раз, заключается в деталях. И каждый человек со своими микротонкими нюансными знаниями очень даже вписывается в эту концепцию и имеет большую значимость.

 

Вы являетесь наставником собственников многих компании. А что значит наставник? Чем он отличается от учителя, преподавателя и, например, какого-нибудь коуча?

Основная задача преподавателя — дать. А там хоть трава не расти. То есть ты оказал услугу. Если мы говорим про образ учителя, то его задача все-таки предать некоторое направление и даже местами провести за руку. А наставник — это тот, кто поможет определиться с направлением и сказать: «Ты справишься», поможет найти ресурсы в себе и откорректирует, если ты начнешь отклоняться от целеполагания. Учитель — это все-таки более близкий человек, это тот, кто вкладывается в ученика, фактически растит себе замену. У наставника тоже есть очень важная функция, она гораздо более мощная, чем у преподавателя. Но, тем не менее, это человек, тоже задающий правильное направление, помогающий в контрольных точках, направляющий, в какую сторону нужно двигаться. Наставник — это человек, который дает человеку обратную связь, отвечает на ключевые вопросы. Основная задача наставника не столько ответить в виде совета, сколько рассказывать на своих примерах. И главное — идти путем задавания человеку вопросов, потому что все ресурсы есть внутри человека, и никто, кроме него не знает, как ему лучше жить.

 

Модное слово «коуч» эквивалентно слову «наставник»?

Коуч — больше тренер. И, наверное, хороший коуч местами является, в том числе и наставником. Но коуч — это более ограниченное понятие. Потому что он тренирует в очень узком диапазоне. А восприятие наставника связано с широтой. Потому что не всегда очевидно, что проблемы, с бизнесом, могут быть связаны, например, с проблемами с ЖКТ. Казалось бы, как эти две вещи пересекаются? И тем не менее. Еще же древние греки нашли подобные зависимости. Например, есть такое понятие как «желчный человек». Еще очень давно при вскрытиях выяснялось, что у людей, которые обладали скверным характером, была более густая желчь. Это, тоже казалось неочевидные, но это было так. И таких интересных связок множество. Дыхание связано с тем, как человек умеет работать со страхами, и, исходя из этого, как он принимает решения. Вообще, картина мира человека, его отношение к жизни, некие мировоззренческие вещи колоссально влияют на ход его дел.

Кто Ваши ученики? Какие это люди?

Это всегда и для меня загадка, кто они такие. И как они попадают ко мне. Потому что у меня есть люди с образованием, без образования, с несколькими образованиями. Есть достаточно молодые, например, 17-летние. Есть уже достаточно умудренные опытом люди в летах.

 

Сколько лет было самому старшему ученику?

У меня был не только старший, но и статусный ученик, в очень большом звании и с колоссальным жизненным опытом. Я точно не знаю, но ему было где-то 75+. Он учился у меня полтора года. Даже дочку привел. На курсе было много практики, и он был всегда включен в процесс. С большим удовольствием выполнял абсолютно все упражнения, независимо от своих стереотипов восприятия происходящего.

 

Какие это люди после прохождения курсов?

Курсы, конечно, меняют жизни. Я сразу об этом предупреждаю — прежним быть не получится, потому что меняется само восприятие, приоритет ценностей, стратегия мышления… Соответственно, поменялась стратегия мышления — поменялось поведение. Как следствие многое начинает меняться в окружающем мире. У меня есть возможность показать человеку мир немножко другими глазами. Более того, люди на занятиях достаточно разные. Я работаю в основном с малыми группами. И это превращается практически в индивидуальные консультации. Люди с разными жизненными ситуациями, разных возрастов, с разными проблемами, болезнями, разводами, онкологиями, утратами, с разными судьбами. Это тоже очень сильно расширяет кругозор, стратегии поведения и мышления. Мы начинаем больше ценить свои личные ситуации.

 

Ваши курсы охватывают многие сферы в жизни. Что их объединяет?

Объединяет, конечно, одно слово — «жизнь». «Я есть путь, истина и жизнь», — эта фраза Христа про технологию жизни, потому что вполне реально совмещать то, что модно называется жизнь в моменте с некой технологичностью. Я сторонник того, что в человеке нет ничего лишнего, и мы задуманы в этом смысле совершенными. Необходимо просто развить потенциал. Так вот, можно и совмещать технологию, и сохранять живость. Конечно, есть ощущение, что понятие технологии достаточно сухое, алгоритмичное. Но все же это вполне совместимо и похоже на принцип воды, которая с одной стороны — принимает форму любого сосуда, а с другой стороны — несжимаема. Более того, название как раз из двух частей: «каркас» — это то, что твердое, а вторая часть («смыслов») — отвечает на вопрос: «Зачем?» Вот, в чем идея. То есть когда человек что-то делает, он должен понимать, зачем он это делает. У человека появляется возможность ответить на многие вопросы, связанные с его собственной жизнью, предназначением и с вопросами пути.

 

Ваши знания направлены на построение фундаментальных основ «Сверхчеловека» и помогают обрести свой Путь. А что это за человек? Как понять или почувствовать обретение пути?

В западных фильмах есть образ мужика в синем трико, который является вроде как человекобогом, с самыми разными суперспособностями. Но в центре такой культуры стоит утверждение, что человек — основа всего. Но если мы говорим про природоподобие, то первично божественное начало в человеке. Поэтому богочеловек. Если смущает слово «бог», вы можете назвать это биологически организованной гармонией. Когда человек идет по такому пути, то только тогда у него начинают прорезаться сверхспособности. Он, например, становится более сенсорно чувствительным к различным спектрам электромагнитного и энергоинформационного излучения. Не то, чтобы он начинает обладать инфракрасным зрением, но гораздо более остро начинает ощущать некоторые полевые структуры. А раз он начинает чувствовать такие тонкие изменения, настройки, он может более детально влиять на свою жизнь.

 

Этот самый «Сверхчеловек»?

Да, этот самый «Сверхчеловек». Обретение Пути — это ощущение, когда ты находишься в диалоге  небом. Небо живое, с ним можно договариваться, с ним можно взаимодействовать, и это совместный красивый танец, где человек простраивает совместно с небом свою судьбу.

 

Я читал Ваше большое интервью об особенных детях, где вы поделились конкретными шагами, которые могут предпринять такие семьи. Например, в том числе, что делать, чтобы не испытывать чувство вины, или как научить своего ребенка самостоятельности. И так далее. Расскажите, пожалуйста, про Ваш опыт взаимодействия с особенными детьми, а может и взрослыми. Каких результатов удавалось добиваться? Чему Вы сами у них научились?

Я придерживаюсь концепции, что всё есть учителя. Даже у камня можно учиться. Потому что он лежит, и, например, велосипедист не может его игнорировать. Он будет его объезжать. И если уж камень влияет, то мы все имеем намного больше возможностей. Хотя часто об этом забываем. У особенных детей есть уникальный способ справляться с той или иной ситуацией. И зачастую он нам не очень понятен. Например, такие простые задачи, связанные с движением или ходьбой… Хотя, на самом деле, один ученый говорил: «Если человек научился ходить и говорить, то самое сложное в жизни он уже научился делать». Но, тем не менее, часто мы не замечаем и не ценим наши движения, пластику, возможности тела. Однажды я шел под руку с девушкой с ДЦП, у нее было много горизонтальных раскачиваний, и я почувствовал, что я теряю баланс и могу упасть. Тогда я ей сказал: «Прочувствуй мой ритм, попытайся повторить». И она пошла совсем по-другому. Тело очень плотно связано с нашим разумом и с определенными убеждениями относительно самих себя. Если человек верит в то, что он может улучшить свое текущее положение, то его успехи кратно увеличиваются. Если говорить про успехи, которых удалось добиться, то, в первую очередь, мой основной успех в том, что я был услышан. А успехи людей — это все-таки их успехи. Например, та девушка с ДЦП спустя некоторое время прошла 200 ступеней, поднялась по ним самостоятельно. С детьми с особенностями удавалось установить состояние взаимодоверия, то есть уйти от ролей «пациент и психотерапевт» в роли гораздо более доверительные. И люди, не замечая, в подстройках переставали заикаться, делать привычные жесты самоуспокоения. То есть подстраивались настолько, что в моменте было очень сложно увидеть какие-то их особенности. Эта взаимосинхронизация позволяла человеку ничем не отличаться от любого другого.

 

Помимо работы с крупными организациями, приходилось ли Вам работать с детьми? В чём основное отличие?

Да. Например, был парень дошкольного возраста в качестве пациента. Хотя это слово немного стереотипно, я для себя называю приходящих ко мне людей клиентами. Мы с ним хорошо, по-взрослому, доверительно проговорили. Это был толковый и развитый парень. Но при стрессовой ситуации он начинал заикаться. Обычно решения подобных историй залегают глубоко, так как люди склонны к самообману. Если бы они всегда честно беседовали сами с собой, то любых психологических проблем, на самом деле, не было бы.

А дети еще не все понимают, не все помнят. И мы с ним просто договорились, что он больше не заикается. Он перестал это делать. С друзьями на улице, в детском саду со сверстниками или со взрослыми после нашей консультации он больше не заикался, но при маме и папе лёгкое периодическое заикание он всё же сохранил, поскольку был свидетелем их ссоры, после которой всё и началось. Существуют механизмы, которые запускают ту или иную болезнь. Его заикание было оберегом от ссор родителей. Потому что когда-то они очень испугались, и при нем себя вели очень сдержанно, чтобы лишний раз не травмировать. На тот период болезнь мальчика являлась защитником той семьи.

 

У Вас много публикаций в социальных сетях об эпохе глобальных трансформаций и будущем. Чего нам всем ждать, к чему готовиться и как подготовить самих себя?

Поскольку человек себя будет вести не так, как он планировал, когда случится та или иная ситуация, а так, к чему он подготовил своё бессознательное. И если даже есть определенное понимание, что могут быть разные варианты, то когда они случатся, возникнет положение: предупрежден, значит, вооружен. То есть психика, как минимум, уже готова к тем или иным поворотам событий. Мы действительно живем в интересное время, когда будут запущены совсем другие принципы, в том числе и в экономике. То есть до этого была так называемая Бреттон-Вудская система, и глобальной мировой валютой был доллар США. Сейчас мир делится на ряд валютных и технологических зон. Более того, мы готовимся к переходу к беспроводной энергетике и к следующему технологическому укладу, результатом которого будет генно-модифицированный человек, в последующем в том числе и с кибер-имплантами.

Если сейчас это звучит достаточно необычно и несколько фантастическим образом, то человек, понимая тренды, понимая тенденции, будет иметь возможность интересней выбрать специальность, более востребованную в дальнейшем. Условно говоря, идти в кибернетику, по-хорошему, надо было в начале 2000-х, то есть учиться этому, чтобы сейчас уже иметь задел, конкретное преимущество. Сейчас тоже, конечно, не поздно, но это уже массовая история. Так вот, здесь такой принцип. Когда все побежали в одну сторону, и вы побежите туда же, вы получите то же самое, что получат все. Поэтому вернее работать на опережение — идти там и туда, где еще никого нет.

 

Чем Вы вдохновляетесь и как отдыхаете?

Существуют такие моменты, когда нужно попадать в циклы. Циклов много — это и биологические ритмы, и ритмы, связанные с физическим состоянием тела, и гормональные, и те же мозговые, и так далее. Сейчас еще много всяких модностей — нумерология, астрология, эзотерика и много чего ещё. Люди ищут закономерности, в том числе связанные с миром невидимым. Они пытаются понять те ощущения, когда чувствуется приливная волна. Таких сумм волн различных периодов достаточно много. Это умение лавировать в моменте. И высший пилотаж, когда в процессе работы можно получать удовольствие, и в этот момент фактически еще и отдыхать. Этот навык тренируется. Я очень удивился, когда один вузовский преподаватель спросил: «А как так ты можешь вести шесть-семь пар подряд?» У меня, наверное, максимальный рекорд оказания консультаций вообще без перерыва — это три группы подряд и потом две личные консультации. Это порядка 13 часов без отдыха. Поэтому важно в такие периоды ощущать те самые волны, А вдохновение — это же некое озарение. Эффект пойманной волны прилива дает возможность поймать и волну красоты. Меня вдохновляет гармония, красота человеческих отношений. Ведь природа человека очень интересна и загадочна. Даже наблюдая за развитием некой ситуации, можно вдохновиться этим. Например, увидел в метро сцену. Может быть, она была немножко напряженная для людей, они пикировались. Но меня это навело на интересную мысль, и этот пример я использовал на занятиях. То есть вдохновился этой ситуацией для того, чтобы порассуждать, допустим, а какой был возможен выход из нее?

 

Чтобы Вы пожелали нашим читателям?

В зависимости от ваших целей и задач, грамотно двигаться к этим целям, в том числе не застревать на этих целях, а находиться в живой, динамической системе. Мы с вами живые. Мудрости вам на этом пути. И набирайтесь опыта и знаний.

 

Больше информации на сайте: https://maximvladimirovich.com/

Проекты: https://mental-p.com/

 

От MIB

Добавить комментарий