О том, как сохранить связь со студентами театральных вузах на виражах современных реформ в сфере искусства, поговорим с ректором Института театрального искусства имени Народного артиста СССР И.Д Кобзона (ИТИ) Томилиным Дмитрием Валентиновичем.

Дмитрий Валентинович, мы прочитали что ИТИ был создан по принципам единства образования и творчества, который готовит актёров комбинированного жанра, т.е актёров мюзикла, которым нужно уметь не только показать хорошую авторскую игру, но ещё и петь, и танцевать.   

С самого начала здесь преподавали сотрудники- народные и заслуженные артисты РФ.  Как Вы пришли к созданию института такого уровня?

С начала формирования работы института, здесь преподают заслуженные и народные артисты. Мне и моим партнерам сразу было понятно, что новый вуз может привлекать только уровнем преподающих кадров. Поэтому, безусловно, мы сразу стали вести переговоры с наиболее значимыми, востребованными и известными людьми в театральной сфере. Но, в отличие от театральной истории, когда надо продавать билеты привлекая медийных лиц, мы привлекали не просто известных, а известных народных и заслуженных артистов, у которых было и есть желание обучать молодое поколение актерской профессии. Потому что достаточно много известных талантливых людей, которые, может быть, и хотели именоваться профессором, но при этом обучать они особого желания не имеют. Нам нужен был именно такой специалист, который не просто является медийной личностью, но еще и сам желает обучать студентов, передавать им накопленный опыт, который он или она приобрели за свою жизнь: игры на сцене в кино, в концертных залах.

ИТИ внебюджетный институт, это некий элитарный вуз для будущих актёров. Какое ваше мнение? Ведь такое позиционирование способно оттолкнуть выдающихся местных студентов, хотя и привлечь при этом большее количество студентов из других регионов или даже из-за границы.  На кого больше ориентирован Ваш театральный вуз?

Да, наш институт не бюджетный, я бы не стал называть его элитарным вузом для будущих актеров. Мы, можно сказать, «рабочая лошадка». Институт дает качественные знания и практику студентам, наши ребята очень много занимаются специальными дисциплинами, практически живут в институте, т.к у них много занятий. Я сомневаюсь, что мы можем как-то оттолкнуть выдающихся местных студентов. Изначально сложилось так, что в нашем вузе больше количество иногородних студентов. Они приехали в Москву поступать в театральный институт, но, по ряду разных причин не прошли на бюджетные места в государственные театральные институты и поэтому многие идут к нам. Так как мы предлагаем качество обучение в чем-то выше бюджетных Вузов. Да и в ИТИ стоимость обучения в разы ниже, чем платное отделение бюджетной «государственной театральной пятерки» Москвы. Могу сказать, я рад, что количество поданных заявлений практически равно количество абитуриентов, которые прибывают в Москву и ходят по бюджетным вузам, а потом идут к нам.  Вот поэтому, наш театральный вуз и ориентирован в первую очередь на ребят одаренных, на тех, кто «болен» театром, чье желание обучиться профессии актерской настолько велико, что они, многократно получив отказ в поступление на бюджетные места, находят в себе душевные силы обучаться на платной основе.

Возвращаясь к вопросу об элитарности вуза, хочу сказать, что у нас как раз в институте учатся дети из не очень обеспеченных семей. Поэтому, они уже со второго курса многие сами начинают зарабатывать и платить за свое обучение, и зарабатывают они с помощью как раз той специальности, которую получают в стенах нашего института и смежными с ней профессиями. Это именно те самые люди, которые должны работать в театрах. Есть абсолютно циничная, похабная поговорка: «…Не от осинки родятся апельсинки…», ее придумали люди, которые, сами приехав в столицу из глубинки нашей Родины смогли добиться успеха в столице и теперь хотят себя возвысить и своих детей пристроить любыми способами, закрывая дорогу способной и талантливой молодежи из регионов.   Наш вуз в первую очередь ориентирован на молодежь из периферии. Там и только там будущие Марецкие, Лановые, Утесовы, Никулины, Баталовы, Тихоновы, Рязановы, Эфросы, Захаровы и т.д.

На Ваш взгляд, как должно меняться театральное образование, чтобы соответствовать запросу времени?

В отношении того, как должно меняться театральное образование, чтобы соответствовать запросу времени, отвечу, что лично я человек консервативный, я вообще плохо переношу перемены и считаю, что лучшее- враг хорошего. Поэтому если есть хорошо простроенные традиционные способы обучения, значит, нужно им следовать. Если время все-таки вносит свои инновации, какой-то прогресс настигает нас, значит и старую добрую русскую драматическую школу, то конечно, мы осваиваем цифровые технологии, учим студентов существовать в цифровом пространстве. Все новым веяниям они безусловно, сами научатся, когда пройдут основную классическую, традиционную школу драматической игры. Дальше, выйдя, в люди, окончив обучение с дипломом, они всему обучатся достаточно быстро имея фундаментальные знания специальности, а вот традиционный школе времени обучиться у них уже не будет. Не надо нам никуда меняться, надо соответствовать тому качеству образования, которое существует и необходимо для освоения актерской профессии и режиссуре.

У каждого ректора учебного заведения, есть своё мнение, отраженное в учебном плане заведения, но это мнение не должно отходить от государственных стандартов. Например, мое мнение находит отражение в учебном плане нашего института в виде большого количества часов, отведенных специальным дисциплинам, сверх положенных ФГОС, дополнительно. Наш ИТИ отличается тем, что мы старательно готовим актеров «синтетического жанра» (актеров мюзикла). Поэтому, у нас наибольшее  количество    часов   уделяется  не только актерскому    искусству   и    сценической   речи,   но  мы расширили  учебные планы и ввели дополнительное количество учебных часов для   таких дисциплин, как сценический танец и разделили его на массу разделов: классический   танец, народной танец, эстрадный танец, современный танец; на сценическое движение,   также разделив его на разные профили обучения: акробатика, парная акробатика, работа с предметом, пластическая импровизация и композиция движения, фехтование, жонглирование и другие специальные навыки.  В вокале ввели большое количество часов по ансамблевому и сольному пению для драматических актеров, мы взяли за основу практики учебного плана музыкального театра, где готовят актеров оперы, артистов оперы. И, конечно, все эти дополнения совместили с учебным планом подготовки актеров драматического театра и кино. Поэтому, у нас получился свой достаточно своеобразный учебный план, в котором большое количество практических часов на обучение.

Вы делаете крен в сторону актёров мюзикла, это необходимо сейчас, ведь готовить нужно актёров- творцов, а не актеров -исполнителей.   

Вы знаете, я в начале интервью сказал о том, что идея подготовки синтетического актера, постепенно трансформировалась в идею подготовки прекрасно обученного актера различным сценическим навыкам, потому что люди, которые обладают уникальными вокальными, прекрасными хореографическими данными, великолепно актерской природой, да при этом еще и без дефектов речи — это редкость.  А если они еще и владеют какими-то акробатическими, цирковыми элементами — то таких единицы, и они звезды! Обычно человек владеет одним или двумя, ну, максимум тремя навыками. Человек хорошо играет или хорошо поет, либо хорошо танцует.  То есть, это настолько огромный и тонкий пласт работы с каждым отдельным актером. Поэтому, я в вашем вопросе не согласен постановкой самого вопроса, с тем, что нужно готовить артистов-творцов. «Содержание творит форму, но и форма сотворяет содержание».  Считаю, что главное не вдохновение, а главное ремесло. Вдохновились вы, например пейзажем за окном и решили его запечатлеть на холсте, а техники рисования не имеете, да и холст подходящий выбрать с красками не сможете, и все – вдохновение есть, а рисунка нет. Так и на сцене, профессиональный артист должен обладать соответствующими навыками, и тогда вдохновение, помноженное на наличие этих навыков, создает произведение искусства. Артист, выходящий на публику, должен блестяще владеть всем набором актерских профессий.

Сейчас начинается приёмная комиссия во всех вузах.    Какие требования к абитуриентам в ИТИ?    Как проходит отборочный процесс?

Приемная компания действительно началась в нашем вузе, как и во всех остальных учебных заведениях по стране. Требования к абитуриентам абсолютно стандартные, везде практически они одинаковы.  В институте, в основном, ребята поступают к нашим звездным мастерам в мастерские (заслуженные и народные артисты России), они редко идут на бренд. Нам всего 10 лет, поэтому, наш бренд еще не настолько громкий, чтобы, к нам выстроилась очередь просто потому, что мы институт Иосифа Кобзона.  Ребята идут к тем, кто набирает курс.  Поэтому, наш институт можно смело назвать институтом театральных мастерских.  В ИТИ 21 мастерская, 21 профессор-мастер обучает ребят актерскому ремеслу и режиссуре, каждый из них выбирает своего мастера и к нему уже поступает.

Вернусь к требованиям, еще раз отмечу, что они стандартные: басня, проза, песня, пластические навыки, одаренность, координация, музыкальность, отсутствие каких-то видимых дефектов или, наоборот, присутствие какой-то гротесковой внешности. Мы не можем забраться в голову к профессору, к мастеру, который набирает курс т.к, в основном они уже знают, что будут делать его студенты на четвёртом курсе.  Формируя свой курс, мастер, примерно, уже представляет, какие будут дипломные работы и какие ему нужны ребята, исполняющие те или иные главные роли в этих спектаклях.  Поэтому, студенты набираются с прицелом на дипломные спектакли. И, безусловно, педагог смотрит на одаренность, потому что иногда я вижу, как делаются серьезные исключение, берутся ребята, абсолютно не умеющие петь, танцевать, но у них есть уникальная драматическая одаренность, таких абитуриентов берут мастера.

Болонская система образования многое «ставила» на академическую мобильность студентов.  А как теперь?

Для театрального вуза хватает бакалавриата?

Вы знаете, мы никогда не были приверженцами «Болонской системы». С самого момента создания нашего института, мы делали ставку на специалитет. Мы говорим о некой консервативности нашего института и верности традициям русской драматической школы. Специалитет и только специалитет! 4 года обучения профессии, для актерского искусства вполне достаточно. Режиссеры всегда учились 5 лет, поэтому у нас все традиционно, все неизменно. Мы как готовили специалистов, так и продолжим это делать!

Мы узнали, что Вы на следующий учебный год берете абитуриентов из освобождённых территорий и они платят всего 10% от всей стоимости обучения. Как Вы пришли к этому решению, ведь оплата за обучение ложиться на плечи института?

Мы не только на следующий год берем студентов из освобожденных территорий, теперь уже территорий Российской Федерации, но и в прошлом году это делали с самого начала специальной военной операции.

Наш Ученый совет, один из первых, обратился к Президенту, с письмом поддержки в проведение СВО и защите наших ценностей, ценностей нашего Отечества, того образа жизни, который ведет наша страна! Мы- патриотически настроенный вуз! Мы за Россию, за Президента, за Отечество!

Именно поэтому, через какое-то время мы обратились к гражданам, проживающим на территориях Херсонской области, Запорожской области, территорий Донбасса, с призывом поступать в наш Институт и оплату их обучения взял на себя попечительский совет нашего института.

Но, брали не всех, только одаренных ребят. Таких у нас в прошлом году было 6 студентов. В этом году, мы также продолжаем придерживаться этой традиции, которую заложил нам в 2014 году Иосиф Давыдович Кобзон. Когда случился переворот в Киеве и узурпация власти на Украине, когда происходили кровавые события, на Донбассе, в Крыму. Уже тогда мы начали принимать абитуриентов в наш институт на льготных условиях, сначала крымчан, а потом и жителей Донбасса. Иосиф Давыдович брал на себя расходы по их содержанию и обучению. Ну а в дальнейшем, эту традицию продержал и фонд «Кобзон», Президент которого – Нелли Михайловна Кобзон также является нашим учредителем.

Группа попечителей, которая сформировалась вокруг Иосиф Давыдовича, продолжает придерживаться традиций и поддерживает ребят с Донбасса, а сейчас и с территории Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей. Так что мы верны традициям и действительно приглашаем ребят несмотря на то, что, безусловно, нам это сложно. Тяжело это нашим попечителем, потому институт также берет часть расходов на себя и отказываем себе в каких-то моментах. Институт у нас не бюджетный, и живем мы исключительно за счет оплаты, получаемой от наших студентов, на эти деньги содержим здание, все коммуникации, материально-техническую базу. Но поддержка одаренных молодых ребят— это важная компетенция нашего театрального вуза, это наш вклад в победу России над западными странами, над тем врагом, который мешает жить и процветать России.

Мы ещё увидели несколько человек англоязычных у Вас, это тоже студенты?   

Скорее испаноязычных. Да. Несмотря на то, что в основном в институте учатся ребята из регионов, у нас есть и москвичи, а также иностранные студенты из 11 стран, в основном — это русскоговорящие ребята, имеющие двойное гражданство. Но, несколько месяцев назад мы впервые набрали группу из Южной Америки. Мы пригласили известного на весь мир профессора, из Уругвая Рауля Родригеса Да Сильва, и теперь у нас впервые появилась небольшая испаноговорящая группа. Надеюсь, что эта практика продолжится и в рамках проведения нами Международного фестиваля театральный школ стран БРИКС. Мы будем создавать группы студентов из Индии, из Китая, из ЮАР, из в Бразилии, из Южной Америки, из других стран, которые могут присоединиться к БРИКСу в будущем. Это очень хорошая и большая перспектива для нашего института.

Возрастные ограничения 18+

От MIB

Добавить комментарий