Site icon МИБНЬЮС

ГУ Минюста России по Москве выявило типичные нарушения в уставах муниципальных округов

В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. №25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений», в компетенцию Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве входит осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005
№ 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений
в устав муниципального образования являются:

В первом полугодии 2021 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве рассмотрено 3 устава муниципальных образований города Москвы и 25 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований города Москвы. 7 муниципальных правовых актов находились на государственной регистрации на конец 2020 года.

По результатам рассмотрения в государственной регистрации 2 уставов муниципальных образований и 6 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований было отказано. 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений
в уставы муниципальных образований были возвращены главам муниципальных образований без рассмотрения. 7 муниципальных правовых актов были отозваны главами муниципальных образований в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

В результате проведенного анализа практики государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, выявлены типичные нарушения действующего законодательства, послужившие в 2021 году основанием для отказа в государственной регистрации указанных муниципальных правовых актов.

1. Нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

2. Противоречие отдельных норм муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу города Москвы, законам города Москвы.

3. Типичные основания для возврата муниципальных правовых актов, представленных на государственную регистрацию.

Также в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в эти уставы, представляемых на государственную регистрацию, выявлены нарушения правил юридической техники:

Помимо этого, главами муниципальных образований допускаются следующие нарушения федерального законодательства:

Таким образом, наиболее частой причиной для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов является противоречие акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации. Наличие в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству связано, в первую очередь с его активной динамикой, с увеличением количества принимаемых и изменяемых нормативных правовых актов, с комплексным и сложным характером законодательных норм.

Также статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлен срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, который не должен превышать шести месяцев. Однако данный срок в настоящий момент не соблюдается более чем 100 муниципальных образований города Москвы, что также служит причиной появления в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству и правовых коллизий.

Exit mobile version