6 июня во всём мире отмечается День рождения родоначальника современного русского языка Александра Сергеевича Пушкина.
Уже в первой половине XX века его произведения стали обязательной частью отечественной школьной

программы. Особым шагом в формировании интереса детей к художественной литературе стало создание мультфильмов по мотивам произведений русских классиков. Так, в советские годы были экранизированы все семь сказок А.С. Пушкина, некоторые из них сняты не один раз.

Третьим цветным советским мультфильмом стала «Сказка о рыбаке и рыбке», которая была выполнена режиссёром Александром Глушко в жанре пластилиновой мультипликации.
С развитием кинематографа появилась возможность усовершенствовать качество анимации. И в 1950 году на экраны вышла вторая экранизация этой сказки. Её режиссёром стал художник Михаил Цехановский.
В 1951 году мультипликатор Иван Иванов-Вано закончил работу над

следующей пушкинской сказкой – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Конька-горбунка» Иванова похвалил сам Уолт Дисней, но, несмотря на это, советский режиссёр продолжал делать мультфильмы в народном стиле, не используя приёмы зарубежных коллег. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» он уделил особое внимание резной архитектуре и элементам быта.
Тенденции в мультипликации продолжали развиваться. На смену детализации и реалистичности пришли абстракция и комичность. Если в 50-е годы в мультфильмах использовалось инструментальное музыкальное сопровождение, то в 70-е герои мультфильмов начали петь. Это означало утверждение мюзикла в экранном творчестве.
«Сказка о попе и работнике его Балде» режиссёра Инессы Ковалевской стала одной из таких работ. Стилистика изображения схожа с «Бременскими музыкантами» 1969 года. Сходство присутствует и между двумя главными героями мультфильмов. Черты лица и движения Балды перекликаются с образом Трубадура. Тембр голоса также практически неотличим: обоих героев озвучивает актёр Олег Анофриев.

Мог ли Александр Сергеевич Пушкин представить, что его сказки спустя столько десятилетий станут основой для нового направления искусства – мультипликации? Вряд ли, но одно можно знать наверняка: произведения «солнца русской поэзии» никогда не утратят своей актуальности.
Майя Ровенская