Фото:https://www.hermitagemuseum.org

«Нидерландская Мадонна» Яна Провоста раскрыла новые детали

Реставраторы Государственного Эрмитажа в очередной раз убедились, что время — лучший тайник. Спустя века на алтарной картине Яна Провоста «Мария во Славе» проявился образ, скрытый под слоями лака. В ходе работы на холсте стал виден старинный замок, расположенный на возвышенности.

«Мария во Славе» была написана около 500 лет назад для собора Святого Донациана в Брюгге. Картина по праву считается одной из лучших не только в коллекции Провоста, но и в собрании нидерландской живописи XV—XVI веков. Идея сюжета восходит к тексту Псалтири: царь Давид призвал воздать хвалу Господу Богу через музыку и пение ангелов. Так, вокруг Мадонны, нежно прижимающей Младенца Иисуса к груди, ангелы играют на виоле и лютне, а псалмопевец Давид, поклоняясь Царице Небесной, играет на арфе.

Судьба произведения, прославляющего Марию как Богоматерь и Христа как Спасителя человеческого рода, была непростой.

«Картина, созданная в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге, имеет сложную историю. Она была спасена в период иконоборчества, спрятана за фальшстеной и обнаружена лишь в конце XVIII века», — рассказали в Государственном Эрмитаже.

Период иконоборчества во Фландрии относится к 60-м годам 16 века. Тогда под флагом кальвинизма было разгромлено и уничтожено множество церквей, икон и статуй святых. От вандалов «Марию во Славе» спас случай.

Лишь в 19 веке в руинах разрушенного собора тайник смогли обнаружить. В 1850 году картина попала в коллекцию Эрмитажа, где специалисты восстановили авторский колорит.

Однако реставрация продолжалась и в наши дни. Так, благодаря усердной работе стал чётко виден старинный замок, расположенный на возвышении. Как предполагают исследователи, это может быть знаменитый остров-крепость Мон Сен-Мишель во Франции. Здесь учёные приводят несколько аргументов.

Во-первых, Ян Провост был частым гостем во Франции. Художник вполне мог вдохновиться живописным местом, сделав его частью произведения. Во-вторых, при внимательном рассмотрении картины можно заметить любопытную деталь: один из кораблей завалился на бок, словно сев на мель. А отличительная черта бухты Сен-Мишель среди остального европейского побережья — большие приливы и отливы.

Прежде чем вернуться в залы нидерландской живописи, «Мария во Славе» будет размещена в мае на выставке «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации» в Аполлоновом зале. 

Александрова Мария