Фото: brainstore.agency

Госдума полностью запретила рекламу в соцсетях компании Meta* и еще на тысячах интернет-ресурсов

25 марта Госдума в третьем и окончательном чтении приняла законопроект о запрете размещения рекламы на сайтах организаций, признанных в РФ нежелательными, экстремистскими или террористическими, а также  на любых сайтах, заблокированных в России.

Текст законопроекта, который можно скачать на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности, представляет собой поправки в Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О рекламе». В нем напрямую не упомянуты никакие ресурсы, однако под условия, описанные в поправках, очевидно, попадают до сих пор популярные, несмотря на блокировку, соцсети: Instagram**, Facebook**, X (бывший Twitter).

Кроме того, исходя из текста законопроекта, нарушением будет считаться реклама на тысячах других сайтов, заблокированных Роскомнадзором: это как ресурсы, причины блокировки которых всем понятны (распространение детской порнографии, наркотиков и т.д.), так и внешне невинные сайты вроде сервисов просмотра аниме или площадки для публикации фанатских текстов «Фикбук» (заблокированы за отказ удалять ЛГБТ***-контент).

При этом следует помнить, что реестр запрещенных ресурсов обновляется Роскомнадзором регулярно, например, в первом полугодии 2023 года было заблокировано или удалено 885 тысяч сайтов.

Определение рекламы в российском законодательстве очень размытое и широкое. Согласно ФЗ «О рекламе», это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Здесь даже нет критерия оплаты, то есть объявление может быть размещено и бесплатно.

Таким образом, нарушением закона могут стать, например, объявления о клининговых или репетиторских услугах в домовых или районных чатах в заблокированных мессенджерах: WhatsApp**, Viber.

Если законопроект одобрит Совфед и подпишет президент, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Штрафы за нарушение нового закона составят:

– от 2 тыс. до 2,5 тысяч рублей для физлиц

– от 4 до 20 тысяч рублей для должностных лиц

 – от 100 до 500 тысяч рублей для юрлиц

При этом ответственность будут нести как рекламодатель, так и площадка, распространяющая рекламу.

Эксперты отмечают, что, скорее всего, результатом принятия законопроекта станет уход блогеров с рынка или их переход на российские платформы, на которых в отсутствие конкуренции на 2030% вырастет стоимость размещения рекламы.

Instagram**, запрет рекламы в котором, видимо, принесет наибольший ущерб блогерам и бизнесу, был заблокирован в РФ 14 марта 2022 года в ответ на временное разрешение о призывах к насилию в отношении российских военных в связи с началом СВО. Несмотря на это, им продолжили пользоваться многие, в том числе далекие от политики, россияне: в соцсети вели страницы российские блогеры, бьюти-салоны, различный мелкий и средний бизнес. Появились даже эвфемизмы для «безопасного» упоминания Instagram**: «нельзяграм», «запретграм».

Согласно данным сервиса ADin Blog, всего за неделю с 17 по 23 марта 2025 года блогеры заработали в Instagram** от 200 тысяч до миллиона рублей, рейтинг возглавила Ксения Собчак, ведущая несколько медиапроектов.

Напомним, что похожий по духу законопроект о запрете рекламы на ресурсах иностранных агентов вступил в силу 22 марта 2024 года. Штрафы за его нарушение аналогичные, так как они в обоих случаях регулируются нормой КоАП РФ о несоблюдении законодательства о рекламе.

 

* Meta признана экстремистской в России.

** Принадлежат Meta, признанной экстремистской в России.

*** ЛГБТ признано экстремистским в России.

Вера Новикова